Ковалев Алексей Анатольевич

 

1963 года рождения

 

Историк-археолог (окончил ЛГУ), исследователь Центральной Азии и Северного Кавказа.

 

1986-1990 – лидер общественного движения в защиту культурного наследия Санкт-Петербурга (Группа спасения памятников истории и культуры, Совет по экологии культуры). Группа спасения добилась сохранения десятков исторических зданий, легализации различного рода акций общественного действия, дала толчок созданию множества независимых легальных общественных организаций в СССР.

 

1990-1993 – депутат Петербургского Горсовета

 

1994-1998 – депутат Законодательного собрания первого созыва.

 

1999 – по наст. время – депутат ЗС СПб второго созыва, заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и науке.

 

1990 – в качестве координатора блока «Демократические выборы - 90» исключил из списков кандидатуру Яковлева В.А., в результате чего Яковлев не прошел в Горсовет (кандидаты блока победили в 70% округов)

 

1990 – был инициатором избрания Собчака на пост председателя Санкт-петербургского горсовета и организатором его избирательной кампании в горсовет.

 

1990 – принял активное участие в избрании А. А. Щелканова на пост председателя исполкома горсовета.

 

1990-1991 – провел реформу системы органов охраны памятников в Санкт-Петербурге, в результате чего инспекция по охране памятников стала подведомственна горсовету непосредственно, а полномочия инспекции не были переданы КУГИ, как того добивался тогдашний руководитель КУГИ А. Утевский, за которым стоял А. Большаков

 

1991 – в качестве члена президиума Горсовета не допустил принятия решения об одобрении проекта Сайруса Итона о строительстве т.н. «Диснейленда» в Лахте – на самом деле – мошеннического плана по обременению бюджета Санкт-Петербурга долгом на сумму 1,5 миллиарда долларов.

 

1991 – провел решение горсовета о создании комиссии по расследованию событий, связанных с заключением договора «аренды» по использованию Новой Голландии. Под арендой договор подразумевал передачу права собственности на здания французской стороне. Все издержки по освобожлдению помещений несла российская сторона. В результате деятельности комиссии договор был в корне изменен и французский партнер, надеявшийся перепродать свою долю, был вынужден выйти из договора. Инициатором договора был А. А. Большаков, тогда зампред Исполкома.

 

1991 – был инициатором проведения референдума о возвращении городу первоначального названия и автором формулировки референдума.

 

1992 – добился существенного сокращения списка жилых зданий Петербурга, предложенных малому Совету горсовета тогдашним председателем Комитета по жилищному хозяйству В. А. Яковлевым для передачи на инвестиционные торги. В результате из 400 зданий в списке осталось около 50.

 

1993 – провел решение о создании бюджетного фонда охраны памятников за счет средств от аренды всех объектов культурного наследия. Эта система действует по сей день.

 

1992-1993 – работа над проектом Основ законодательства РФ о культурном наследии, работа в Конституционной комиссии РФ. Главной целью было эффективное ограничение прав собственника в интересах сохранения наследия.

 

1993-2001 – активно противодействовал проекту РАО «Высокоскоростные магистрали», за которым стояли А. А. Большаков и А. С. Утевский. Основная линия борьбы – не допустить бесплатной передачи РАО земель в районе площади Восстания, направить строительство магистрали в Санкт-Петербурге по второму варианту – на новый Ладожский вокзал. Эти варианты рассматривались проектировщиками как равнозначные, и ввод магистрали на Московский вокзал, на котором настаивало РАО, был нужен только как предлог для бесплатного получения участка земли в центре и кредита под гарантию города. В 1993 году удалось не допустить принятия решения Малого совета о передаче земель, в дальнейшем – не допустить ратификации соглашения о предоставлении кредита. Активная борьба также происходила на уровне генеральной прокуратуры, ряд представителей которой готов был возбудить уголовное дело по факту незаконного сноса зданий. Министерство культуры РФ под нашим влиянием не дало согласия на строительство.

 

1993-1996 – борьба против Ю. П. Савельева в его попытках захватить дом Державина (наб. Фонтанки, д. 118). В результате обращений Д. С. Лихачева и А. А. Собчака здание передано Всероссийскому музею имени А. С. Пушкина.

 

1995 – организовал выдвижение и избирательную кампанию Ю. Ю. Болдырева на пост губернатора Санкт-Петербурга. Добился через суд регистрации Ю. Ю. Болдырева. В результате Ю. Ю. Болдырев получил более 18% голосов, отстав от В. А. Яковлева на 3%.

 

1995-2001 – провел законы СПб о включении более чем 500 объектов в списки памятников истории и культуры.

 

1996-1997 – активная борьба против соглашения Министерства культуры РФ с администрацией Санкт-Петербурга о передаче губернатору СПб контрольных полномочий Министерства в области охраны памятников. Приказом Министерства была создана независимая экспертная комиссия в Санкт-Петербурге, которая затем, к сожалению, была передана в ведение губернатора. Министерство юстиции и генеральная прокуратура неоднократно дезавуировали соглашение.

 

1996 – по настоящее время – подготовил законодательную инициативу по внесению от ЗС СПб проекта федерального закона «Об объектах культурного наследия». На сегодняшний день удалось провести через Думу в трех чтениях законопроект, в основном соответствующий первоначальному: усиливаются контрольные функции федеральных органов власти, вводится государственная историко-культурная экспертиза, сохранились ограничения на приватизацию памятников.

 

1998 – в числе других депутатов саботировал заседания ЗС с тем, чтобы не допустить смещения спикера Ю. А. Кравцова.

 

1999 – отказался голосовать за перенос выборов губернатора, принял участие в срыве заседаний ЗС и был одним из тех, кто обжаловал в суде незаконное решение о переносе выборов.

 

2001 – провел поправку в Устав Санкт-Петербурга о переносе выборов в ЗС с апреля 2002 г. На апрель 2003 г. Путем включения  текст устава слова «календарного». Затем инициировал соответствующий запрос в Уставный суд, который признал эту дату. Одновременно путем внесения 400 поправок затормозил принятие новых изменений в Устав. В августе инициировал обжалование своей поправки в федеральном суде, с тем, чтобы перехватить соответствующую инициативу Администрации и не допустить положительного решения суда. В результате дело было затянуто до конца января 2002 г., что исключило возможность назначения выборов на апрель 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz